Когда выходит красивая и нужная вещь
Дизайнер Анна Обовская, основатель студии Annjoy сeramics, делится опытом, как это — не ходить на работу.
Анна, почему вы увлеклись именно керамикой?
Наша история началась с поездки в Тунис с друзьями в 2014 году. За несколько дней до отъезда домой мы пошли за подарками и сувенирами на большой рынок, расположенный в старой части города, и там моим вниманием завладела посуда местных мастеров. Это было что-то невероятное, глаза разбегались от разнообразия, пышности орнаментов, буйства цвета. Вся эта посуда была слеплена вручную, и мне сразу же захотелось научиться делать что-то подобное. Приехав домой, я начала штудировать интернет, спрашивать знакомых. Увидела, что в нашей стране есть много молодых мастеров из разных городов, создающих что-то потрясающее своими руками.
Вложено много сил, любви к своему делу, любви к прекрасному
Важным моментом для меня стал тот факт, что я буду делать то, что пригодится, что можно использовать изо дня в день. Особенно приятно, когда предмет выполнен вручную — чувствуется какое-то тепло от таких изделий, ведь в них правда вложено много сил, любви к своему делу, любви к прекрасному.
Как получилось, что вы сменили профессию и начали свое дело?
До запуска проекта я около четырех лет работала дизайнером среды, обожала эту работу и представить что-то лучше себе не могла. Но дойдя до определенного уровня, мое профессиональное развитие остановилось, в работе стало главным не качество и прививание вкуса клиенту, а стремление как можно больше успеть, просто отрабатывая деньги за заказы. К реализации проекта мы готовились около года, совмещать с основной работой было очень непросто, не хватало ни сил ни времени. Еще были большие затраты на материалы и прочее — когда это не окупается, выходит очень дорогое хобби.
Как это — не ходить на работу?
На протяжении долгого времени я думала об увольнении, чтобы полностью отдаться керамике. Меня терзали мысли: как же стабильный заработок? Как это — не ходить на работу? Я что, зря училась? Примерно на неделю, после увольнения, мной овладела грусть, сказывалась привычка много работать и забегать домой поесть, поспать и полепить. А тут появилось столько свободного времени, что я растерялась, но быстро развеялась и занялась керамикой, уже всерьез. Здорово, когда ты занимаешься тем, что любишь, да еще этим и зарабатываешь. Я уверена, что, когда из твоих рук выходит красивая и нужная вещь, это гораздо интереснее, чем просто организация рабочего процесса для кого-то.
Как организован ваш рабочий процесс?
Когда объем заказов начал нарастать, ко мне присоединился Марк. В начале он просто помогал, но потом и его «затянуло». Печки у нас на тот момент еще не было, а обжигать где-то очень затратно и опасно, так как необожженные изделия очень хрупкие, и переносить их на обжиг, пытаясь сохранить целыми, очень трудно. Через какое-то время мы обзавелись собственной муфельной печью, и все стало намного проще. Конечно бывают и такие ситуации, когда большая партия тарелок треснет, или глазурь потечет, но все это лишь производственные моменты, которые мы быстро исправляем. Сложности бывают у всех, кто начинает свое дело, и это вполне нормально. Идеальной схемы работы нет, мы стараемся делать изделия на свободную продажу, также бывают достаточно большие заказы или очень срочные, и приходится переключаться на них. Марк делает половину заготовок: лепит тарелки, миски, обрабатывает их; я леплю что-то более сложное, расписываю, глазурую.
Как появляются новые идеи, чем вы вдохновляетесь?
Вдохновение и идеи мы черпаем из окружающего мира, очень много из природы, людей, событий. Самые популярные наши предметы — это тарелки с оттиском папоротника и кружев; тарелки в крапинку; чайники; блюдца для колечек в форме листика; лесные миски. Стараемся как можно больше экспериментировать, брать за основу простоту и отражать себя в изделиях. Совсем недавно, у нас вышла новая серия тарелок с растительным орнаментом.
«Наши» не любят делиться технологиями
Еще, конечно, мы изучаем работы других мастеров и художников. Опыт иностранных коллег бесценен, в основном, учились у них. Найти дельные видео-уроки иностранных мастеров намного легче, чем наших, и работы у них намного разнообразнее, много новых техник. Не знаю, почему, но «наши» не любят делиться технологиями, даже простыми. Мне вот очень нравится, как иностранные керамисты, в основном австралийцы, используют золото на своих изделиях, я этим загорелась и надеюсь попробовать воплотить в жизнь.
С какими материалами вы работаете? В чем особенность ваших изделий?
Мы далеко не одни, кто занимается керамикой, мастеров очень много. Есть темы и мотивы, которые присутствуют у всех. Что касается дизайна самих оттисков, каждый, по большей части, самостоятелен. Все наши изделия и орнаменты авторские, сделаны руками и поэтому всегда индивидуальны. Мы работаем с разными глинами и каменными массами, они разительно отличаются друг от друга, по консистенции, пористости, прочности, внешнему виду. Ангобы и глазури — наши основные красящие вещества.
В чем, как вы считаете, задача современного дизайна?
Основная задача современного дизайна — не портить. Так много ложных идей, раздутых до предела, которые портят вкус людей, восприятие ими прекрасного. Ну и, кроме этого, я думаю, главными задачами современного дизайна являются «Польза, прочность, красота», как когда-то сказал Витрувий.
Как вы планируете развиваться дальше, куда стремитесь?
Планов очень много, и они очень масштабные. Периодически мы участвуем в выставках-продажах в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. На очереди создать сайт, выпустить несколько новых коллекций посуды, декора для дома и создать свою серию керамической плитки, но всему свое время.
Следите за творчеством ANNJOY ceramics на страницах Instagram и Вконтакте.