Частичка природы
Мария Зайцева, основатель мастерской Mika & Maka, о том, как сохранять традиции и оставаться ближе к природе.
Мария, как появилась идея создания собственной мастерской?
Все началось во время учебы в Праге на факультете графического дизайна. Нам дали задание разработать дизайн-концепцию, которая в будущем могла бы стать полноценным бизнес-проектом. Тогда, пять лет назад, я перебрала много идей и в конечном итоге поняла, что меня всегда вдохновляла тема узора и орнамента. Мысль, что моя графика найдет практическое применение в повседневных мелочах, в качестве декора для аксессуаров и предметов обихода, показалась мне многообещающей. После окончания учебы появилась возможность устроиться дизайнером в Москве, и идея с узорами отошла на второй план. За три года трижды сменила работу, занималась сайтами и упаковкой — я умею это делать, но душа лежит к другому.
Чтобы понять орнамент лучше, я увлеклась народными ремеслами, особенно вышивкой, изучила много материала по этой теме, в поисках вдохновения посетила несколько европейский стран. Потом поступило предложение поучаствовать в создании тканей для дизайнера Ульяны Сергиенко, однако ничего серьезного из этого не вышло. К тому времени накопилось много наработок — в конце концов пришло время пробовать их печатать.
В чем заключается процесс производства?
Качественная печать доступна только в промышленных масштабах. И хотя нами заинтересовались потенциальные инвесторы, кризис сыграл свою роль, и планы у всех поменялись. Решили печатать своими силами в местной типографии, но, к сожалению, качество ткани и печати оставляли желать лучшего — от идеи машинного производства пришлось отказаться.
Каждый оттиск на ткани — это частичка природы
Вот тут и пригодились знания в области ремесел. Выбор пал на традиционную верховую набойку по ткани — деревянный штамп, покрытый краской с рельефом узора, с силой прикладывается к ткани — весьма экономичный метод печати. Основной риск в том, что подобная продукция пока мало ценится — это затрудняет поиск целевой аудитории и влияет на продажи.
Чем отличаются ваши изделия, существует ли в вашей сфере конкуренция?
Сейчас в России около десяти мастерских занимаются набойкой, две самые крупные находятся в Санкт-Петербурге. Первое время мы использовали штампы, привезенные из Индии, или заказывали их у других мастеров. В последнее время режем сами по собственным эскизам, поэтому большинство нашей продукции можно назвать эксклюзивной. Каждый оттиск на ткани — это частичка природы, которую можно взять с собой. Растительная тематика пользуется наибольшей популярностью, из изделий у нас лучше всего продаются косметички и скатерти.
Во всех изделиях мы используем только натуральные материалы: лён, водорастворимые смоляные итальянские краски по ткани, деревянные штампы. Еще хотелось бы попробовать технику шелкографии, но это требует дополнительного оборудования и расходов.
Как у вас организована работа?
На сегодняшний день в нашей мастерской трудятся три человека. Я занимаюсь разработкой визуальной концепции, ставлю задачи мастерам. Один мастер режет штампы по моим эскизам, другой отвечает за пошив изделий и закупку необходимой фурнитуры. Кроме того, я продвигаю проект в социальных сетях и осуществляю доставку товара, лично или почтой.
Разделение труда произошло само собой еще в самом начале, и каждый из нас вносит наиболее эффективный вклад в общее дело. Вместе мы обсуждаем новые идеи и стратегию развития, например, в будущем планируем производить и гончарную продукцию.
Что вас вдохновляет на новые идеи?
Вдохновение черпаем отовсюду: из традиций, народных ремесел, фольклора, и особенно от природы. Конечно, опыт коллег тоже служит хорошим примером — в поездках стараюсь заглянуть в местные дизайнерские лавочки, посмотреть, потрогать, пообщаться с мастерами. Есть у меня свои любимые магазинчики в Лондоне, Стокгольме, Хельсинках, Риге и Таллине. У скандинавов и прибалтов чудесный вкус, особое понимание эстетики и того, как ее воплотить в быту.
Мы предпочитаем этно-стиль, мастерская у нас с элементами народного промысла: тканые половики, льняной текстиль с вышивкой, глиняная посуда. Что-то из предметов интерьера мастерим сами, что-то дарят друзья, привозим тематические сувениры из поездок. В такой обстановке чувствуешь себя ближе к природе и ремеслу, особенно когда из окон видно яблоневый сад.
Как вы оцениваете современный дизайн, и к чему стремитесь сами?
Я процитирую слова Людмилы Улицкой: «Мы живем во времена невиданного изобилия. Никогда прежде в мире не было произведено такого количества всяких вещей: обуви, одежды, мебели, посуды… Вещи дорогие и дешевые, хорошего качества и плохого и, как предел презрения к самой материи, — вещи одноразовые. Всего много, даже слишком много. Ломятся от вещей шкафы, ломятся и помойки…»
Мне хочется верить, что вещь, сделанная с сердцем и душой, найдет своё место в современном мире конвейерного производства и сделает его чуточку более настоящим и живым. Мы еще в самом начале пути, и в ближайший год планируем активно развивать проект: расширять линейку продуктов, участвовать в выставках и ярмарках, проводить мастер-классы. Ну, и, конечно, пару поездок для вдохновения!
Следите за творчеством мастерской на страницах Facebook, Instagram, Вконтакте.