Дизайн для сохранения промысла

Анастасия Кощеева, дизайнер, автор бренда аксессуаров для дома из бересты Moya, рассказывает, как превратить промысел в дизайн.

Anastasiya_Koshcheeva_history_1
Анастасия Кощеева

Настя, расскажите о себе, с чего началась ваша история?

Я из Сибири, в Красноярске я полтора года училась на рекламе. Потом уехала на год в Германию, чтобы изучать язык и просто посмотреть мир. Достаточно быстро я поняла, что реклама — это не моё. Я всегда интересовалась искусством и дизайном, мне нравились трёхмерные вещи, которые можно увидеть и потрогать. В художественную школу я не ходила и голову Аполлона на тот момент рисовать не умела. Еще долго не могла определиться, чем заниматься, дизайном или искусством. К промышленному дизайну пришла уже в Германии, там начала ходить на выставки, познакомилась с дизайнерами.

Каким был ваш первый проект, почему решили заниматься именно мебелью?

Во время учебы в Германии было много проектов, связанных с техникой. Первой моей работой был молоковзбиватель. Но в дизайне меня изначально привлекала мебель. Еще я увлекалась упаковкой. В принципе, бумага, как материал, мне интересна, нравится, как она себя ведет, тактильные ощущения при работе с ней. Недавно ходила на курсы по книгоплетению, было очень здорово.


Я отталкиваюсь от материала, а не от конкретной идеи


На диплом нам дали возможность выбрать ту тему, которую мы хотим. Я стала думать и как раз в этот момент нашла у себя берестяные тубы, привезенные из Красноярска, в них были печенье и орехи. Когда-то я поставила их в дальний угол и обнаружила спустя два года. То, что в них было, осталось абсолютно свежим, печенье было еще хрустящее. Именно тогда я заинтересовалась берестой, стала исследовать материал. Мне удалось найти именно ту отрасль, которой я хочу заниматься и дальше. Я отталкиваюсь от материала, а не от конкретной идеи. Начиная, я не знаю, что выйдет в конце. Самое важное — почувствовать, понять, как материал себя ведет, где у него границы. Помимо бересты, я уже работала с лозой и с люфой, это такое высушенное растение, похожее на губку.

Чем вас привлекает береста?

Береста по своим свойствам как кожа, гибкая и долговечная, из нее и лапти плели, и рюкзаки, и одежду делали. Со временем этот промысел полностью ушел в сувенирку и, по сути, превратился в кич, поэтому у большинства искаженные представления о натуральных свойствах бересты. Я занимаюсь изучением бересты уже пять лет — материала собралось на целую диссертацию. Промысел был развит не только у нас, но еще в Швеции, других скандинавских странах и даже в Канаде. Береста использовалась практически во всех сферах и занимала в повседневности роль сегодняшней пластмассы.

Anastasiya_Koshcheeva_history_2
Контейнеры для пищевых продуктов Tuesa

Как получают бересту? Наносится ли при этом урон дереву?

Любая кора состоит двух слоев. Береста — это верхний слой коры, который снимают, не повреждая ствол. При заготовке важно не повредить нижний слой, в котором остаются питательные вещества. Если все сделано правильно, верхний слой возобновляется в виде защитой корки, но вновь его использовать нельзя. Если оценить потенциал березы, то через 20-30 лет кора у дерева уже пригодна для заготовки бересты, через 40-50 лет березу можно использовать для древесины. К примеру, дубу или осине нужно для этого 80-100 лет, то есть береза, как ресурс, возобновляется в два раза быстрее других деревьев.

Почему вы сами решили заниматься производством, а не искать подрядчиков?

У нас довольно грустная ситуация в плане квалифицированных сотрудников. Профессионального образования в области берестяного промысла нет. По данным ассоциации народно-художественных промыслов, в России зарегистрирована только одна фабрика в Томске, которая занимается производством сувенирной продукции из бересты. Еще есть мелкие семейные мастерские, где два, максимум, три человека этим занимаются.

Anastasiya_Koshcheeva_history_3

Наше производство находится в Красноярске, и оно пока тоже небольшое. Сейчас я активно занимаюсь его развитием, работаю над продажами. Последний год, начиная с SaloneSatellite, есть хороший результат. Продаем у себя в онлайн-магазине и галереях по всему миру. Объемы увеличиваются, поэтому мы ищем варианты расширения. В России много подводных камней, но я не хочу переводить производство за границу. Для меня цель проекта не только создать какой-то дизайн, но и сделать что-то для сохранения промысла.

Anastasiya_Koshcheeva_history_4
Табурет с сидением из бересты

Расскажите о вашей работе в Германии?

В Берлине я три года работала в компании e27, они занимаются промышленным дизайном. Сначала, чтобы получить опыт, я работала на полную ставку, потом постепенно перешла на полставки, и теперь сотрудничаю с ними, только если проект мне интересен. У меня в Берлине дизайн-студия. Недавно я начали сотрудничать с компанией Betula-manus, которая занимается производством ручек из бересты традиционным способом, используя современные технологии. Проект очень интересный и многогранный, в планах развитие линейки и организация производства в России — над этим я усердно работаю, на данный момент всё производится в Германии.

Как вы контролируете качество, сложно ли бывает технически воплотить задуманный дизайн?

Производство я контролирую как дистанционно, так и лично. Родители помогают мне отслеживать качество и доставку. Для изготовления берестяных туб специального оборудования не нужно. Со стулом, например, сложнее — сначала я делала металлический каркас в Красноярске и качеством осталась не очень довольна. Каркасы, которые я заказывала в Германии, лучше. Вообще трудно найти партнёров, на которых можно положиться, кто сделает в сроки так, как договорились, а не будет заниматься самодеятельностью.

Anastasiya_Koshcheeva_history_6

В скором будущем я хочу организовать свою мануфактуру, которая будет изготавливать изделия под моим брендом. Сейчас мне многое приходится делать самой, но ограничиться семейным бизнесом, к сожалению, не получится. Планирую привлекать к проекту новых людей для развития продаж и по работе с социальными сетями.


Многие удивляются, говорят, где вы раньше были?


Если есть свое дело, свое предприятие, ты можешь на многое повлиять — это такая привилегия. Например, в том же берестяном промысле, если бы я работала на компанию, мне бы сказали, что производить в Германии проще, а с учетом перелетов, звонков и времени на переговоры по затратам то же самое получится. Когда я принимаю решение сама, я могу сказать нет, помимо прибыли у меня есть и другие цели — поддержка берестяного промысла и российского производства и дизайна в целом.

С чего началась ваша известность за рубежом?

Очень важно заявить о себе и просто пытаться, даже если с первого раза не получится. Я написала в несколько блогов, начала с самых крупных: Designboom, Dezeen, Design-Milk, Domus. После публикации на Designboom сработала цепная реакция, и обо мне написало множество журналистов и маленьких блогов. После этого всё пошло само собой — писать начали мне, а не наоборот. Мне кажется, главное — сделать первый шаг. После публикаций последовали и выставки, мне посчастливилось поучаствовать во многих выставках мирового масштаба: в Лондоне, Париже, Милане. Русский дизайн там воспринимают очень хорошо. Например, выставки с участием наших дизайнеров, которые организовала в прошлом году куратор Татьяна Кудрявцева, получили много положительных отзывов. Многие удивляются, говорят, где вы раньше были?

Anastasiya_Koshcheeva_history_5

Как вы считаете, почему в Европе промышленный дизайн более востребован среди обычных людей?

Думаю, дело в рынке. Европейские бренды у всех на глазах. Покупатели ходят не только в торговые центры или на специальные выставки, у них есть торговые кварталы, улицы заполнены маленькими магазинчиками, в которых дизайнерские вещи продаются рядом с классикой или ремесленными изделиями. Люди, которые идут что-то покупать, проходят мимо и невольно обращают внимание, в том числе и на дизайн. Он является своего рода повседневностью, предметом обихода.

Подробнее о проектах Анастасии Кощеевой можно узнать на сайте и странице в Instagram.