Эксперименты и поиск себя

Дизайнер Валерия Сергиенко о переезде в Швецию, участии в международных выставках, экспериментах и развитии мебельного бренда в России.

Валерия Сергиенко

Первый раз ты участвовала в выставке еще студенткой. Расскажи про Moscow Design Week, и как появилась идея предмета?

Тогда я училась на 3 курсе в Архитектурной академии в Ростове-на-Дону на дизайнера интерьеров, но уже понимала, что хочу заниматься предметным дизайном. Я люблю все, что связано с тактильными ощущениями, люблю создавать что-то руками, а в дизайне интерьеров этого нет. Моим первым проектом стали Ribbed Lamps. Я просто экспериментировала с формами из картона, вдохновилась возможностью создания структуры, а потом объекта из этой структуры, а также пробовала разные материалы, например, ткань. Конкурс я нашла сама и решила поучаствовать. Сначала отправила фотографии макета, а потом сделала в 3D коллекцию этих ламп.

Moscow Design Week 2013 и SaloneSatellite 2014 — мои первые выставки, которые дали опыт и понимание, как готовиться к участию, и какие работы я хочу показывать в будущем. Но больше я, конечно, вдохновлялась Dutch Design Week 2013 и iSaloni Milan 2014. На DDW была группа из Украины, к которой я присоединилась, вместе мы ходили по всем локациям и слушали про мировой дизайн.

Каким был твой опыт сотрудничества с российскими компаниями?

На последних двух курсах института мне уже не хотелось учиться. Я думала поступать в Британку, но потом решила, что могу получить опыт иначе. Сначала я попала на стажировку в Archpole. Зашла в Цветной, и там лежали классные коты. Стало интересно, кто их делает. Просто пришла познакомиться, а получилось поработать. Около месяца мы вместе придумывали концепцию для новогоднего подарка. У них свое производство, поэтому в плане опыта было интересно изучить весь процесс создания изделия: от эскиза до финального продукта.

После Archpole я прошла конкурс на стажировку в студии Артемия Лебедева, но вовремя поняла, что их дизайн очень далек от моего видения. А других студий, с кем бы мне хотелось работать, не было. Так я решила, что, раз в России мне тяжело развиваться в области предметного и мебельного дизайна, то нужно уехать в другую страну и попробовать там.

Как ты переехала, и почему выбрала Швецию?

Моя стратегия была такая: подтянуть английский, сделать достойное портфолио, найти стажировку и потом работу. Для того, чтобы было портфолио, которое не стыдно показать за границей, нужен был сайт. Сделать сайт мне помог друг. Я представляла людей, которые заняты, и ты им отправляешь портфолио, поэтому мы придумали так, чтобы все было просто, и не нужно было бы заходить в каждый проект.


За 4 месяца стажировки я узнала больше, чем за 6 лет учебы в институте


Я сделала базу брендов, которые мне нравятся, посмотрела, какие студии им делают дизайн. План был попасть в студию, получить опыт работы с этими компаниями и в будущем самой работать с ними. Я отправила около 100 мейлов в дизайн-студии, которые сотрудничают с моими любимыми брендами Menu, Hay, Normann Copenhaugen, Hem, andTradition. Это обычная практика — брать стажеров в студии, поэтому от многих пришел положительный ответ на неоплачиваемую стажировку на 3-6 месяцев. Из вариантов выбора были Студия Dror (Нью-Йорк), Iskos-berlin (Копенгаген), Jan Plechac & Henry Wielgus (Прага), Javier Moreno (Аликанте, Испания), Piet Hein Eek (Эйндховен) и Jonas Wagell (Стокгольм). Очевидно, выбрала я последний вариант, потому что Jonas очень опытный дизайнер и работает именно с теми компаниями, которые мне были интересны.

JWDA internship, студия Jonas Wagell

Проекты были на разные скилы: я строила мокапы предметов мебели 1:1, чертила, моделила 3D, печатала на 3D-принтере, разрабатывала техническую документацию, делала презентации, шила пуф, подушки. За 4 месяца стажировки я узнала больше, чем за 6 лет учебы в институте: в целом про индустрию, тонкости дизайна мебели, процесс проектирования от зарождения идеи до реализации, важность создания моделей 1:1, качество презентаций для клиентов и чертежей для производств.

В России мало кто знает, какие этапы нужно пройти, чтобы у тебя был продукт. Нарисовать и заказать на производстве — это еще не все. Проектирование — это долгий процесс — сначала один прототип, тестирование, второй прототип, третий… И только потом у тебя выходит продукт. От момента, как компания сделала первый прототип, до того, как она покажет продукт на выставке, может пройти год, а, может, и два.

Вы сами отвечали за производство?

В Швеции дизайнер мало связан с производством. Когда он делает прототип, конечно, его приглашают, чтобы он понимал технологию, но все организационные вопросы решает бренд. Система устроена так, что есть компания, которая продает продукт, и есть дизайнер, который создает дизайн для этой компании. Компания платит ему процент. При этом, у этой компании может быть свое производство, а может и не быть. Как правило, производство — это огромная мебельная фабрика, которая делает большие партии. Многие фабрики находятся в Китае или в Восточной Европе. Есть шведские производства, но они такие дорогие, что мало кто с ними работает.

В Европе есть все возможности, чтобы не делать свой бренд, а быть именно дизайнером, который работает для всех брендов. После стажировки я начала искать работу в студиях Швеции и Дании. Jonas Wagell мне посоветовал бюро своих друзей Studio Stockholm Arkitektur, я прошла собеседование, и меня взяли. Главным фактором была именно рекомендация им меня как хорошего дизайнера, плюс мое портфолио и скилы. Studio Stockholm стала моим вторым домом в Швеции.

Что в плане работы тебе нравится в Швеции?

Самое крутое — это рабочая атмосфера! Шведы работают в хорошем ритме, у них нет засиживания в офисе до ночи и работы по выходным. От них я научилась не только эффективно работать, но и максимально отдыхать. В выходные и отпуск дизайнер недоступен, и это закон. Еще в студии интернациональная команда, все говорят по-английски, и нет проблем в коммуникации. Атмосфера супер дружеская, постоянно after works с бокалом пива или вина, празднование дней рождения и fika-перерывчики на кофе, сладости и small talk. В профессиональном плане, конечно, есть много чему поучиться: начиная от ведения встреч с клиентами, и заканчивая дизайном, где особое внимание к деталям и материалам. Material boards — наше все. До сих пор я работаю с этой студией, но уже удаленно онлайн. За два года у нас сложились доверительные профессиональные отношения, что позволяет мне работать, не находясь в студии, и много путешествовать.

Коллекция Perception

Твоя коллекция Perception заняла 2 место на SaloneSatellite 2017. Что это за проект, и на кого он ориентирован?

В 2017 году я решила, что хочу создать свой проект, и начала развивать бренд Nōme. Все предметы для Nōme — это арт-объекты, лимитированные изделия в эксклюзивных материалах и формах. Nōme выражает дух Скандинавии, мою любовь к крафту, необычным предметам и нестандартным сочетаниям материалов. Сейчас в рамках проекта реализованы три коллекции. Для SaloneSatellite я создала коллекцию из переработанных материалов. Это был чистый эксперимент, я работала в своей студии в Стокгольме в свободное от офиса время и много экспериментировала с материалами. Это именно то, по чему я скучала, сидя в офисе, это работа руками, где путем проб и ошибок я находила идеальное сочетание формы, текстуры и, конечно, смысла.


Простой минималистичный дизайн, наделенный чувствами и индивидуальностью


В коллекциях Perception и Archetype я использовала композит на базе гипса и пластика. Perception — это социальный проект, где затронута тема устойчивого дизайна и переработки мусора. Типичные отходы — кожа, бумага, пластик, пенопласт, стекло — были переработаны и стали материалом для новых продуктов. Все чашки уникальны, а материал дает разные ощущения тактильности. Если использован пенопласт, чашка очень легкая, и при прикосновении ты чувствуешь эти мягкие пузырики. Когда использовано стекло, чашка тяжелая и создается совсем другой эффект. Человек выбирает свою чашку, ту, которая имеет для него ценность и оказывает нужное эмоциональное воздействие. Ее он не захочет выкинуть.

Коллекция Perception

Archetype — это восхищение природой, ее формами и красотой. Дизайн для меня — это, прежде всего, эксперименты и поиск себя. С течением времени мой стиль меняется, но главные принципы остаются со мной. Я верю в простой минималистичный дизайн, наделенный чувствами и индивидуальностью, способный создавать настроение и эмоциональный отклик, побуждать к самовыражению.

Коллекция Archetype

Коллекция Klein Reflection — это игра в отражения и светотень, где форма преобладает над функцией. Свет становится источником создания формы, а несколько видов стекла — винтажное голубое, ребристое, тонированное с напылением — передают разный эффект отражения и преломления.

Коллекция Klein Reflection

Коммерчески Nōme — успешный проект?

Пока это больше эксперименты для души, арт, где один столик стоит 2000 евро — хочешь, покупай, а хочешь, смотри на него. Я знаю, что на этом можно заработать, просто нужно вложить чуть больше денег, чем у меня на данный момент есть. Это дизайн, более популярный сейчас в Америке. После выставки в Милане чашки из коллекции Perseption купили три галереи (Mint Gallery, London; Rinascente, Milan; Mater Earth Gallery, Copenhagen), и это отличный результат, потому что к этой выставке у меня вообще ничего не было из того, что я хотела показать. Все стекла из Швеции мне привезли разбитые — я выставила только чашки и напечатала постеры. Но теперь я понимаю, как мне нужно подготовиться к выставке, чтобы я была удовлетворена. В планах участие с новой линейкой предметов в New York design week, LA Design Week. Участие в американских выставках для меня очень важно — я знаю, что это прямой путь к успеху, востребованности и хорошим заказам.

Мебель из коллекции ARCHIPÉLAGO

Какими проектами ты сейчас еще занимаешься?

Сейчас я развиваю еще два проекта. Один из них — ARCHIPÉLAGO. Это новый бренд мебели, который создала команда дизайнеров из разных точек мира: Москвы, Лондона и Брюсселя. Название компании основано на идее объединения разных стран, городов, дизайнеров и идей для создания цельного качественного продукта. ARCHIPÉLAGO родился от любви к современному дизайну. Мы разрабатываем и изготавливаем дизайн высокого качества для удовлетворения потребностей современной жизни и делаем его доступным для международной аудитории.

Другой проект — это Keep it Open, предметы для дома в теме sustainable design. Этот проект про осознанное потребление, переработку, а также чистоту как физическую, так и внутреннюю. Мы сотрудничаем со стекольным производством и создаем не только дизайн, но и финальный продукт — емкости для хранения продуктов. Также в рамках проекта мы запустили блог про то, как пространство отражает личность человека — мы показываем кухни интересных людей и рассказываем их истории.

Проект Keep it Open

В 2018 году на выставке «Придумано и сделано в России» ты была дизайнером экспозиции, чем тебя привлекает подобный опыт?

Сейчас в Москве все задвигались, и это хорошо. Когда я уезжала, такого не было. О дизайне никто не слышал, никто не говорил. А сейчас все активизировались, но нет площадки, чтобы показывать это. После поездок на мировые выставки в Голландии, Италии, Швеции, а также опыта участия в них, я знаю и понимаю, как должна быть оформлена выставка дизайна. Создание выставки привлекательно в творческом плане, в этом процессе интересно придумать идею, объединяющую все предметы, и продумать игру с пространством. Опыт работы с интерьерами мне помогает в работе с пространством, я бы хотела больше создавать не только свои выставки, но и придумывать концепции для других.

О чем ты мечтаешь?

Я мечтаю делать то, что я люблю — заниматься дизайном. При этом хочется большей легкости, иметь возможность делать свой дизайн и при этом, чтобы вокруг были люди, с которыми интересно взаимодействовать. Я получаю кайф от процесса проектирования, создания, творчества и кайф от того, что я могу поделиться этим с другим человеком, и всегда рада, когда получается придумать что-то вместе.

Подробнее о работах можно узнать на сайте Valeria Sergienko