В рамках рубрики «Альманаха К°ЛЕКЦИЯ» публикуем статью основателя и главного редактора проекта Low-Tech Design Светланы Липкиной, в которой она поделилась своим видением современной индустрии дизайна.


Светлана Липкина

Современное общество уделяет высоким технологиям много внимания. Легко подумать, что инновации являются ответом на все вопросы, в том числе творческие. Тем не менее, в некоторых сферах устаревшие, на первый взгляд, технологии выступают как более надежные и эффективные.

anastasiya-koshcheeva_
Кресло Sibirjak. Производство Anastasiya Koshcheeva

Единой классификации, определяющей, какие производства можно назвать низкотехнологичными, в мире сегодня нет. Всерьез об анализе ситуации заговорили в 2002 году, когда Европейская комиссия в рамках программы «Улучшение базы социально-экономических знаний» основала проект PILOT (Policy and Innovation in Low-Tech). Вразрез распространенному мнению, что в первую очередь необходимо поддерживать наукоемкие и высокотехнологичные отрасли, PILOT выступил с критикой, показав, что в странах с развитой экономикой низкотехнологичные отрасли промышленности важны не меньше. Они необходимы не только для занятости и экономического роста, но и как решающее условие для инновационной способности целых отраслей, в том числе для изготовления и применения высокотехнологичной продукции различных видов. Доступность традиционных методов производства делает их популярными среди малого предпринимательства.

Деревянный автомобиль Setsuna. Производство Toyota

Если говорить непосредственно о дизайне, то за счет простоты и относительной дешевизны мелкие серийные производства имеют возможность больше экспериментировать и в итоге быстрее осваивают технологические изменения, задавая тон всей цепочке. Производства с более длинным циклом, например, автомобильная промышленность, заимствуют тенденции дизайна, которые изначально появились в других, менее технологичных областях. Мебель, свет, текстиль, посуда — именно здесь все эксперименты, здесь зарождаются дизайн-тренды.
Каждый считает, что он креативен, но немногие становятся производителями. У дизайн-производств в России формообразование пока ограничено технологической базой. Научились работать с фанерой, деревом, профильным металлом, бетоном — отсюда и геометрично-плоскостная стилистика предметов, особенно что касается мебели и света. Возросла доля ручной работы, которая десятки лет была фактически под запретом, уступив позиции конвейерному производству. К сожалению, многовековые традиции ручного производства авторской мебели, сохранившиеся в Италии и Франции, у нас утеряны.

archpole_2
Мебель из фанеры. Производство Archpole
wishnya_2
Светильник их картона Mild. Производство Wishnya

В ВУЗах и школах, где обучают дизайну, графической подаче проектов уделяется много внимания. Дизайнеры привыкают работать с плоским рисунком или 3D-моделью. Минус в том, что такое эскизирование затрагивает только общие объемы и цветовое решение. Конструктивные детали, нюансы и тонкости используемого материала часто остаются не решенными на стадии проекта. В таком виде идея поступает к инженеру или сразу мастеру на производство и там претерпевает 80 % изменений, которые происходят без участия дизайнера. При этом вещь получается очень дорогой, так как остается не до конца продуманной и технически не оптимизированной. В свою очередь, рядовые производства редко уделяют внимание эстетическим качествам выпускаемой продукции, ориентируясь только на спрос, т. е. мнение потребителя. Получить в таких условиях оригинальный, конкурентный и привлекательный по цене продукт крайне сложно. Перспективный дизайн остается на бумаге. Ситуация начала меняться, когда стали появляться небольшие дизайн-студии с собственным производством. За последние три года их количество увеличилось в десятки раз.

fineobjects_1
Производство студии fineobjects
Производство мануфактуры «Дымов Керамика» в Суздале

Мы привыкли сравнивать все с Западом: качество, сроки, цены. И большинство игнорируют этих пионеров, которые понемногу формируют малый бизнес как таковой и дизайн-индустрию в частности. Те критерии, которые мы задаем, не совсем подходят этим компаниям. Это, по сути, экспериментальные производства, подобные лабораториям научно-исследовательских институтов, и судить их только по рыночным показателям нельзя. Чем оригинальнее дизайн, тем сложнее его реализовать. На то, чтобы создать совершенно новый предмет, требуется огромное количество итераций. Нужен человеческий и финансовый ресурс. Это не графика, это материал. Посвятить этому себя — уже заслуживает внимания.

%d0%bc%d0%b3%d1%85%d0%bf%d0%b0
Эргономические макеты студентов кафедры «Дизайн мебели» МГХПА им. С. Г. Строганова

Помимо тех, кто разрабатывает собственный дизайн и погружен в эксперименты, существуют мастерские, которые копируют европейские марки. Мы не включаем их в альманах «Коллекция», но они также играют ключевую роль в развитии отрасли. Дело в том, что большинство европейских образцов невозможно реализовать у нас один в один — другая фурнитура, другое дерево, другое оборудование. Если копировать осознанно, с попыткой построить что-то новое в новых условиях, то это уже больше чем плагиат. Это опыт, который необходим, чтобы научиться делать качественные вещи. Пока мы его не получим, не поймем тонкости и возможности нашего производства, серьезно дальше не продвинемся.

Industriart_5
Комод «Людовиг». Производсво Industriart

Когда ты учишься важно находиться в среде тех, кто сильнее тебя. Для становления рынка необходима конкуренция и кооперация. «Взрослые» должны не только следить, как бы у них не украли идею, но и помогать развиваться новичкам. При этом недостаточно предоставить людям (как профессионалам, так и рядовым потребителям) готовую технологию, важно вовлекать их в производственные процессы. Таким образом, они приобретают эстетические и бытовые навыки, необходимые для решения многочисленных социальных проблем, а это положительно влияет как на дизайн, так и на развитие и сохранение культуры, в целом.


  • 6
  •  
  •  
  • 1
  •