В рамках рубрики «Теория и практика» редакция Low-Tech Design встретилась с основателями марки развивающих игрушек «Шуша», Василием Перфильевым, Анастасией Щербаковой и их дочерью Сашей, чтобы узнать, как выйти с игрушкой на мировой рынок.


Shusha-history_1

Откуда появилось название «Шуша»?

«Шуша» — это Саша. Дочь играет в наши конструкторы с раннего детства, они практически ровесники. На профильных выставках мы скупаем самые лучшие образцы, но Саша всё равно продолжает играть в «Шушу», и ей действительно интересно. Первые игрушки, которые появились, были немного другими, чем сейчас, от них ничего не осталось. Саша и знакомые дети были основными цензорами, если им какие-то наши идеи не очень нравились, мы от них отказывались.

Shusha-history_2

Как давно существует ваш проект?

С момента первых идей прошло около шести лет. Проект развивался в несколько этапов. Сначала была довольно длительная стадия обдумывания и эскизов. Потом мы начали производить образцы, полтора года пробовали наладить свою мастерскую, но в последствии отказались от этой затеи. Сейчас уже примерно три года, как игрушки под маркой «Шуша» активно продаются на рынках России и зарубежья.

Как вы выходили на рынок?

Когда только появились первые идеи и чертежи, мы поехали в Нюрнберг на крупнейшую международную выставку игрушек — хотели понять ассортимент на рынке. Сразу поставили высокую планку, чтобы это было не на уровне поделок, а настоящая международная марка, иначе нам было не интересно.

Shusha-history_3

Первую партию мы произвели в собственной мастерской в Москве, купили небольшой станок. В Нюрнберг мы вернулись на следующий год, как участники — весь наш тираж был у нас в чемодане. Замеченные в прошлом году на выставке совпадения наших эскизов с другими игрушками по приезду мы сразу же уничтожили и поехали с абсолютно новыми идеями, которые вызвали интерес.

shusha_6

Сначала мы инвестировали сами, потом появился инвестор, можно сказать, случайно. Книжный магазин Музея современного искусства «Гараж» стал продавать нашу продукцию. Менеджеры музея показали игрушки владельцу, и он решил помочь финансово. Мы относимся к этому как к чуду, хотя многое соткано из таких вот случайностей, которые, конечно, результат постоянной напряженный работы.

Почему вы не производите игрушки в России?

Честно говоря, мы сейчас жалеем, что больше года потеряли, пробуя наладить производство здесь. У нас получился такой бизнес, что можно заработать только на количестве, нужны большие тиражи постоянного качества и продажи без сбоев. И, как ни странно, произвести игрушку из дерева на российском заводе невозможно. Зачастую все они заточены под свою простейшую продукцию: пирамидки или кубики.


За авторский дизайн производители не берутся


В наших конструкторах много цветных деталей разной формы. Если сравнивать с другими игрушками на рынке, то там пятнадцать деталей максимум, а у нас — тридцать, сорок в каждом комплекте. Еще здесь не везде, почему-то, производят из бука и вообще не работают с магнитами. Мы недавно запросили стоимость производства у российской компании. Нам ответили, что не знают, сколько это может стоить, потом посмотрели нашу розничную цену в магазине и сказали, что примерно две трети от нее, т. е. совершенно не понимая ценообразования. А качество при тираже значительно отличается. В Китае мы получаем на таможне готовый к отгрузке товар, который можно сразу же отправлять в любую точку планеты.

Shusha-history_4

Как наладить производство в Китае?

Для того, чтобы запустить хотя бы такую маленькую марку, как наша, надо десять, пятнадцать наименований. Китайцы производят тиражами — минимум тысяча, три тысячи штук одного наименования. Надо понимать, что это очень большое вложение и серьезная заморозка денег, которые ты сможешь вернуть только после продажи.

Shusha-history_5

На данном этапе мы доросли до того, что клиенты сами вкладываются в производство: наши китайские и корейские дистрибьюторы авансируют заказанную партию. В России это не принято, но везде за границей работают именно так. Они подходят на выставке и говорят, что хотят купить столько-то тысяч штук, например, набор «Составь портрет». Мы отвечаем — хорошо, предоплата такая-то.

shusha_3

С хозяином фабрики, которая сейчас для нас производит, мы познакомились на выставке. Он просто к нам подошел, заинтересовался и пригласил к себе. Фабрики тоже ищут клиентов — это индустрия. Переговоры ведём на английском, у меня, в отличие от Василия, было плохо с ним, но сейчас деваться некуда, приходится всем терпеть. У китайцев тоже не очень с языком.

Существуют ли аналоги, у вас есть патент?

Мы оформили торговую марку и являемся членами Российского авторского общества, но патент получить не можем, потому что это не совсем изобретение, достаточно чуть-чуть поменять, и доказать ничего не получится. Дизайн и расширение линейки — наши единственные козыри. Очень важно, что мы смогли создать цельный и узнаваемый бренд.


Большие компании всегда воруют у маленьких


До появления «Шушы» подобных аналогов игрушек мы не встречали, но теперь нас уже копировали итальянцы и французы. Как мы выяснили, большие компании всегда воруют у маленьких. Djeco — и те не брезгуют вводить в свой ассортимент подсмотренные новинки, при этом у них гораздо больше каналы сбыта, и из-за объемов они могут позволить себе цену ниже. Остается только делать и делать.

Василий, как формируется цена?

У нас цена строится из расчета затрат стоимости производства, доставки, рекламных и накладных расходов. Потом мы обязательно должны закладывать заработок дистрибьюторов, которые поставляют продукцию в магазины, далее магазины цену обычно удваивают. Мы используем качественное сырье: бук и березовую фанеру, а не МДФ или мягкую китайскую фанеру.

Shusha-history_8

Стоимость получается, таким образом, высокая, мы это осознаем, и все же, она — честная. Такие игрушки действительно произвести дороже, чем кубики или каталку с ручкой. В то же время, с очередной каталкой на рынок не выйти — это уже не интересно, и слишком большая конкуренция. Сейчас мы расширили ассортимент ценовой линейки и заодно возрастной категории — появились настольные игры из картона.


Сейчас все наши доходы идут на содержание и развитие компании


Считается, что цены у среднего российского производителя завышенные. Я думаю, что это не совсем так. Дело в том, что, как правило, их тиражи исчисляются десятками, если не единицами. Понятно, что каждую ткань, например, они не могут купить тысячами квадратных метров, а вынуждены брать по два-пять метров, да ещё везти ее из-за границы, так как отечественных аналогов нет, а также платить швее за полный рабочий день, даже если она не полностью загружена.

Shusha-history_6

В прошлом году мы впервые вышли в ноль — смогли оплатить производственные расходы, аренду, заработную плату себе и сотрудникам. Оборот составил пятнадцать миллионов рублей, деньги крутятся в компании, абсолютно все процессы происходят «в белую». На это ушло пять лет. Если судить по уже заключенным контрактам, в будущем году планируется рост в два раза — это позволит вкладывать в бизнес и масштабировать его.

Shusha-history_9

Кроме ассортимента под маркой «Шуша», у вас есть другие проекты?

Сейчас у нас двадцать позиций: десять наборов из дерева и десять настольных игр, которые вот-вот приедут с производства. Ещё мы работаем как дизайн-студия, например, с Цирком Никулина или с Департаментом культуры Москвы и другими клиентами. Мы им делаем дизайн и производим, они получают готовый продукт. Это одна из возможностей проинвестировать бизнес, заработать, не вкладывая свои средства.

Вы стали предпринимателями, удается ли остаться при этом дизайнерами?

Мы понимаем, что дизайнер и предприниматель очень близкие, на самом деле, профессии. Современный дизайнер должен уметь быть менеджером, а он, как правило, не умеет или боится. В институтах нас этому не учили, а студентов надо натаскивать, чтобы участвовали в выставках, пробовали продавать. Мы всё осваивали по ходу, Василий учился в бизнес-школе в Сколково, но большую часть мы усвоили через собственные ошибки.

Shusha-history_7

Мы — творческие предприниматели. Дизайн — это основа нашего бизнеса, он весь построен на наших идеях, без них никак, мы ими живем. Наш интерес в игре не менее важен. Есть игры, в которые Саша хочет со мной поиграть, а я не могу, мне скучно. Нам хочется создавать такие игры, чтобы было увлекательно и ребенку, и родителям.


Много получилось, много не получается


В Нюрнберге мы уже дважды оказывались в trendzone, где экспонируются тренды индустрии следующего года, участников отбирают сами организаторы. В конкурсах мы тоже участвуем, но в большей степени предпринимательских. Даже прошли в отборочный тур международного конкурса британской компании Ernst & Young «Предприниматель года» в России.

Анастасия, сколько человек работает в вашей компании, кто за что отвечает?

Сейчас в команде семь человек. Есть менеджеры по продажам, российским и зарубежным. Семьдесят процентов наших игрушек поставляются в Азию. Дизайн, в основном, разрабатываю я, и доверить это кому-то со стороны пока не готова. Василий также отвечает за ассортимент, но больше за бизнес: придумывает, как произвести, привезти, сертифицировать. Производством я тоже занимаюсь. Ну и самое главное, мы вместе очень много думаем, как это всё продать.


Здорово, что мы сработались — это не у всех выходит


Нам немного проще, потому что мы — семья, оба «художники» в пятом поколении. В плане дизайна, родные нам помогают. Моя мама по образованию промышленный график, а папа — скульптор, как и я, оба окончили МГХПА им. С. Г. Строганова. Родители Василия — искусствоведы, он сам учился в МАРХИ. Наши папы работали вместе и нас познакомили.

Shusha-history_10

У «Шуши» минималистичный дизайн, а какой интерьер у вас дома?

Мы живем в сталинском доме, было бы глупо делать там минимализм. Окружение, атмосфера диктуют нам решения. Мебель мы давно не покупали, но когда делали ремонт, пытались сохранить исторический облик: купили у соседей огромную хрустальную люстру пятидесятых годов. Отчасти мы, конечно, барахольщики, любим собирать предметы. Это может быть антикварная лампа или шкаф, но какие-то современные вещи довольно трудно интегрировать в свой быт. Например, итальянские роскошные белые диваны будут странно смотреться в нашем доме, и вообще, в нашем климате, в Москве. У нас Икеа тоже есть, мне кажется, она, во многом, приучила наших людей обращать внимание на дизайн, раньше такое было не принято.

Вы следите за отечественным дизайном?

Следим, отчасти потому, что наши знакомые этим занимаются, например, мебелью. Но, на наш взгляд, бизнес-сообщество более открытое. Недавно в один день мы побывали на двух мероприятиях, сначала на форуме, посвященном дизайну, который организовывал Московский музей дизайна в МГХПА им. С. Г. Строганова, а вечером поехали в Ernst & Young, где были владельцы крупных корпораций, например лаборатории Касперского. Это был заметный контраст: последние показались нам более романтичными, свежими, значительно более творческими, чем дизайнеры, которые варятся в своем замкнутом мире. Но мы очень рады, что сейчас всё-таки стала появляться какая-то жизнь. Надеемся, что и завод по производству игрушек появится.

Shusha-history_11

Проводите ли вы лекции, мастер-классы для начинающих предпринимателей?

Когда нас зовут, мы соглашаемся, но особых секретов нет, это все результат большого труда. В одиночку гораздо сложнее, кто-то сдается. Многие привыкли искать виноватых, говорят, государство должно помогать дизайнерам, помогать малому бизнесу… Мы пробовали программы поддержки, но поняли, что на это уходит очень много времени, и решили сконцентрироваться на продажах и ассортименте. Никто пока не воспринимает дизайн, как основу постиндустриальной экономики, для государства мы скорее поставщики китайской продукции. Мы планируем развивать марку и, возможно, в будущем займемся чем-то кроме дизайна игрушек — создадим сеть магазинов или центров.

Весь ассортимент можно увидеть на сайте «Шуша». Следите за новостями в Facebook и Instagram.

Подготовка материала: Светлана Липкина


  • 86
  •  
  •  
  •  
  •  

Читать еще:

Материал, который пахнет кофе

Моя первая мысль была — неужели всю эту красоту выкинут...

Материал как вдохновение

Я беру материал в руки и стараюсь открыть его интересные качества...

Любовь к заливкам

Множество поездок, звонков... Часто новые идеи приходят прямо в процессе разговора...

Русский акцент

Мы имеем то, что хотели — придумываем новые коллекции и работаем руками...

Low-Tech Design — проект о предметном дизайне. Мы любим доступные решения и простые технологии. Наша цель — популяризация дизайна в России и поддержка молодых дизайнеров и производителей.


Low-Tech Design @ 2015-2018. Все права защищены