В рамках рубрики «Теория и практика» редакция пообщалась с Макарием Щербаковым и Анастасией Илюхиной, основателями мастерской Fly Massive Millworks, и узнала, как объединить эстетику и основы столярного мастерства.


fly-massive-millworks-history_1

Анастасия, как появилась идея создать свою мастерскую?

История началась с того, что Макарий решил научиться делать мебель и начал осваивать столярное мастерство. На тот момент мебельной марки Fly Massive не существовало, как и понимания, в каком стиле будем производиться мебель. Любое серийное производство возникает, когда есть потребность в определенном продукте, а также люди, которые могут его изготовить. Изначально у нас не было необходимости делать собственную линейку — мы просто работали как столярная мастерская: выполняли частные заказы, оформили несколько загородных домов.

Fly-Massive-Millworks_6

В процессе работы мы ознакомились с большим количеством стилей и направлений и поняли, что российский дизайн очень не развит, а отечественная мебель как объект дизайна мало популярна и нуждается в новых идеях. Поэтому, помимо основной деятельности, мы начали формировать свое понимание стиля, в котором хотим работать — выбрали довольно узкую специфику, обусловленную желанием восполнить отсутствующие на российском рынке ниши.

Макарий, чем вы занимались до проекта?

Я успел побывать чиновником, а также несколько лет серьезно увлекался музыкой — собрал свою музыкальную группу. Потом увлекся реставрацией — это хорошая школа для того, чтобы изучить конструкцию мебели. Настя по образованию антрополог, до проекта занималась исследованиями, ездила в экспедиции, изучала повседневность этнических групп и людей, которые живут в разных условиях — эти знания сейчас очень ценны для Fly Massive.

Fly-Massive-Millworks_7

Как долго вы готовили запуск, с какими трудностями столкнулись?

На разработку и производство первой коллекции понадобилось полгода. Параллельно мы занимались дизайном и версткой сайта — пожалуй, это одна из самых больших трудностей, поскольку мы всегда очень требовательны к себе, и на интуитивном уровне ожидаем того же от подрядчиков.

Как организована работа в мастерской?

Глобально работа делится на три блока: разработка ассортимента, изготовление предметов из коллекции и индивидуальные заказы. Мы придерживаемся принципа, по которому человек видит наш дизайн, вдохновляется им и просит сделать предмет с учетом конкретных особенностей. Получается, что основная функция нашего каталога не продажа готовых изделий, а повод поделиться своим творчеством и привлечь внимание людей к тому, что они никогда раньше не видели.


Клиент только на шестьдесят процентов знает, что ему нужно


Мы делаем много проектов на заказ, в том числе и те, которые придумали не сами — их мы, конечно, никому не показываем, просто производим по эскизам. Но есть и ограничения — работаем с массивом дерева и только в стилях, которые нас не коробят. Как правило, клиент только на шестьдесят процентов знает, что ему нужно, поэтому мы всегда стараемся выяснить подробности, а изготовление начинаем с чертежей.

Fly-Massive-Millworks_8

У нас уже сложился отлаженный механизм, но и он требует постоянного вмешательства и корректировок. Любая деятельность, связанная с индивидуальными заказами, включает в себя стандартные риски — тут мы ничем от других не отличаемся. Чтобы избежать рисков в производстве, нужно сделать много мебели, а чтобы понять основы, необходим опыт работы с образцами сто- и двухсотлетней давности, тогда ты точно знаешь, что стоит делать, а что нет.

Fly-Massive-Millworks_9

Расскажите о коллекции. Чем отличаются ваши изделия?

Наша мебель отличается тем, что она не серийная. Это накладывает на нее свои особенности: даже если предметы похожи, они всё равно индивидуальны. Любой предмет мебели, произведенный вручную, отличается от предмета массового производства, потому что есть вещи, которые невозможно сделать автоматизировано. Это главное отличие. Материал, отделка, дизайн — это все является частью общей концепции индивидуальных предметов, а не серийных.

Fly-Massive-Millworks_10

Лидером можно назвать зеркало «Wallout Zeppelin», оно сделано из массива дуба с элементами латуни. Целиком зеркало занимает в два раза больше места, чем само полотно. Рама спроектирована таким образом, что может служить как декоративной, так и функциональной составляющей — предусмотрено место для полочек, хотя нам больше нравится их отсутствие. Получается, что зеркальная поверхность находится обособленно от всего вокруг, удалена и существует вне стены, отсюда и часть названия. Вторая ассоциация возникла, как параллель с дирижаблями, с их выпуклой каркасной конструкцией.


Основная идея — разумный эгоизм и эстетика


Полка «Soviet 70» была создана без чертежей и зарисовок — это импровизация, собранная из одной ореховой доски на классические столярные соединения. За теоретическую часть мы взялись уже после того, как она была готова: немного доработали, задали пропорции, соответствующие золотому сечению.

Fly-Massive-Millworks_11

Функционально полка служит для хранения небольшого количества книг, к которым человек обращается регулярно, и олицетворяет собой концепцию медленного потребления — прочитай книжку до конца, перечитывай, найди новые интересные мысли, которые раньше не замечал. Название полки появилось позже и было навеяно гражданской архитектурой брутализма стран социалистического лагеря. Она, кстати, может не только висеть на стене, но и стоять на столе.

Прибегаете ли вы к помощи подрядчиков или все делаете сами?

Сейчас все изделия от начала до конца изготавливаются в одном месте — мы знаем каждый аспект производства. Работаем практически со всеми натуральными материалами: такими породами древесины, как черный орех, дуб, клен, а также с цветными металлами, кожей, стеклом, керамикой.

Fly-Massive-Millworks_12

У нас был опыт работы с подрядчиками — нам тогда было нужно сделать большую партию шкатулок «Little Meyer», и мы частично отдали изготовление на аутсорсинг. После оценки качества производства вопрос о том, чтобы доверить непосредственно работу с деревом куда-то на подряд, больше не возникал. Стало очевидно, что Макарий сам, как столяр, гораздо лучше может воплотить свой замысел. А вот для доставки у нас есть дружественная транспортная компания, которая всегда бережно относится к нашим предметам.

Fly-Massive-Millworks_13

В чем вы видите основную задачу современного дизайна?

Мебель находится на грани промышленного дизайна и прикладного искусства, поэтому она должна удовлетворять обе сферы. Основная задача промышленного дизайна — обеспечивать технологические потребности человека. Задачи прикладного искусства — разнообразить его быт, персонализировать эстетические потребности. К слову, предметы декора мы часто покупаем на производствах, которые посещаем во время путешествий — это гораздо интереснее, так вещи приобретают дополнительный смысл. Есть еще довольно много предметов, которые мы хотели бы сделать сами, поэтому в будущем планируем усиленно заниматься расширением каталога.

Подробнее о работах мастерской можно узнать на сайте Flymassive, страницах Facebook, Instagram, Вконтакте.

Подготовка материала: Светлана Липкина


  • 10
  •  
  •  
  •  
  •